Биорграфия Сальвадора Дали |
Сальвадор Дали Доменек родился 11 мая 1904 года в 8,45 часов утра в деревне Фигерас, где его отец был известен как хороший нотариус. Его судьба, очень хорошо распределенная смесь гениальности и бреда, как будто предчувствуется: "Мой плод путался в адской плаценте". Дали родился спустя три года после смерти от менингита, в семилетнем возрасте, старшего брата. "Родившись, - писал он в 1973 году, - я пошел по следам погибшего, которого продолжали любить через меня, может быть даже больше, чем раньше. Излишек любви, привитый мне отцом с первых дней моей жизни, был очень большой раной. Только с помощью паранойи, то есть гордого восторга самим собой, я смог спастись от уничтожения систематического сомнения". |
||
Имя, которое ему дали, совпадало с именем погибшего брата, на кого художник очень похож. Живое зеркало того, чей тревожный портрет висел в спальне отца, рядом с "Распятием Христа" Веласкеса, Сальвадор Дали превратился, в очень раннем возрасте, в маленького тирана. Привычным явленим в семье стали истерики маленького Сальвадора, привлекавшего таким образом внимание к собственной персоне. Даже рождение сестры Аны Марии, к которой он длительное время был очень привязан, не утихомирило Сальвадора. Напротив, чем больше проходило времени, тем более сильным было желание выразить свою индивидуальность и исключительность. |
В возрасте 10 лет Дали написал свой первый автопортрет и назвал его "Больной ребенок". Вскоре он поступил на свой первый курс рисования. Преподавателем был Хуан Нуньес, являвшийся к тому же неплохим гравером, который научил мальчика искусству использования светотени. Затем он познакомился с творчеством импрессионистов и каталонских реалистов. Потом открыл для себя темперу, кубизм и Хуана Гриса, итальянских футуристов. Затем последовал так называемый "каменный период", когда Дали вствавлял в холст мельчайшие кусочки блестящих камешков, чтобы выделить небо и подчеркнуть сияние облаков. |
||
В начале 20-х годов Дали был принят в школу Академии Сан-Фернандо в Мадриде, из которой затем был исключен по обвинению в анархизме, был арестован и даже провел некоторое время в тюрьме в Жироне (1923). Затем он восстановился в том же учебном заведении, но в 1926 году был окончательно отчислен за вызывающую эксцентричность. В следующем году он познакомился в Париже с Пикассо, а спустя 10 лет, в Лондоне, Стефан Цвейг представил его Зигмунду Фрейду. Еще в 1923 году в Мадриде Дали познакомился с кинорежисером Луисом Буньюэлем и поэтом Гарсия Лоркой. Под влиянием этих знакомств Дали превратился в настоящего дэнди - длинные волосы, бакенбарды, бархатный черный костюм и фантастическую фетровую шляпу, длинную накидку до пят и неразлучную потухшую трубку заменили очень короткие напомаженные волосы, синяя шелковая рубашка с двумя сапфировыми запонками, очень дорогая одежда спортивного стиля. |
Вместе с Буньюэлем Дали осуществил постановку "Андалузской собаки" и "Золотого возраста" - двух сюрреалистических фильмов, вызвавших в Париже настоящие скандалы. Правда, от второго фильма Дали постарался откреститься, назвав его "антиклериальным и иррелигиозным" по вине Буньюэля. С Гарсия Лоркой у Дали сложилияь очень тесные дружеские отношения, что подтверждает их переписка, относящаяся к периоду между 1925 и 1936 годами. |
||
По отношению к женщинам Дали держался индифиррентно. Он, правда, с удовольствием принимал ласки представительниц противоположного пола, но ни одной из них не удалось пробудить в нем эротические фантазии. Лишь в 1929 году произошло определяющее событие в жизни Дали - его знакомство с Галой, дочерью русского адвоката и подругой поэта-сюрреалиста Поля Элюара. Спустя несколько месяцев они стали жить вместе и с этого момента Гала становится для Дали любовницей и другом, музой и моделью (впервые профиль Галы появляется на картине "Великий мастурбатор" в 1929 году), утешением и, прежде всего, стержнем существования великого Мастера. |
||
Вместе они строят в Порт Льигате дом, в котором проживут всю жизнь. Вместе они мотаются по псему миру, убегая от войн, сначала от Гражданской войны в Испании, затем от Второй Мировой войны. Дали объявляет: "Я всегда был одновременно анархистом и монархистом. Я был и остаюсь против буржуазии. Настоящая культурная революция - это восстановление основ монархии". В 1934 году, после пятилетнего сотрудничества, Дали разрывает отношения со своими старыми приятелями-сюрреалистами. Его стали называть "маленьким буржуа", обвинять в индифферентности к политике. "Марксизм мне был безразличен. Политика мне казалась раковой опухолью, разъедающей поэзию" - завил он в Нью-Йорке. Но жизнь достаточно часто заставляла Дали вплотную соприкасаться с жестокой реальностью. Например, после того, как фашисты убили его друга Гарсия Лорку или после нацистского вторжения. |
||
Творчество Дали было достойно оценено в Америке. В 1966 году в нью-йоркском Музее Современного искусства была организована ретроспективная выставка его работ. Следующей большой выставки, в Бордо, пришлось ждать до 1979 года. Спустя 3 года, в 1982 году, умерла Гала. После этого Дали почти перестал рисовать. Он поселяется в своем замке в Пуболе, где захоронена Гала, и рисует последние картины. 23 января 1984 года в госпитале Фигереса Мастер умирает в возрасте 84 лет. Тело художника было забальзамировано и помещего в усыпальницу в театре-музее Фигереса, созданного Дали. |