Главная | Культура Испании | Валенсия | Культура Валенсии | Праздники Испании |
ЛАС ФАЛЬЯС (15-16-17-18-19 марта) |
|
Лас Фальяс - традиционный валенсийский праздник. История происхождения этого праздника, судя по всему, связана с языческим обрядом празднования весеннего равноденствия. Рассказывают, что раньше ремесленники в течение долгой зимы работали допоздна и с наступлением темноты зажигали светильники, которые вешались на специальное приспособление "парот", похожее на канделябр с несколькими дубовыми подсвечниками или деревянной подставкой. |
|
С наступлением весны, чтобы отпраздновать начало хорошей погоды и светлых длительных вечеров, когда уже не было необходимости в "парот", эти приспособления сжигались у порогов домов накануне дня Св. Хосе. Таким образом, пионерами этой традиции стали плотники. В одном интересном документе, датированном 15 веком, есть упоминание о "дне, когда плотники жгут деревяшки". Чуть позднее "парот" стали одевать в старые платья, превращая его, в своего рода, пугало, которое сгорало в костре вместе с еще кое-какой старой рухлядью. Позднее наряженный парот постепенно стал принимать человеческие очертания, как правило, повторяя черты какого-нибудь персонажа. Так появился "Нинот" (кукла), основной элемент праздника "фальяс". Со временем он перестал появляться в одиночестве, его стали окружать другие фигуры. Другим важным достижением стало появление темы, как правило, с сатирическим или критическим подтекстом, которая обыгрывается в юмористической форме. Фигуры воссоздавали и исторические события, и бытовые моменты жизни. Когда их начали устанавливать на пьедесталы, в 18 веке, процесс появления праздника "фальяс" можно считать завершенным. Изначально "фалья" называлась не сама композиция нинот, а огонь. "Фальяс", посвященные Св. Хосе, получили одобрение всех жителей города, особенно средних слоев, и порицание со стороны пуритан. Так в издании "Гасета Валенсия" в 1792 году приводится ответ Отца Трагия на жалобу одного благочестивого человека: "Как благочестивый христианин, ты имеешь достаточно причин, чтобы твое сердце переполнилось грустью при виде стольких ритуальных костров на улицах и площадях нашего города, на которых сжигается множество дурных кукол, которые в эти дни предстают в смешной одежде и так занимают народ, что он по их вине забывает о своих обязанностях и должествованиях и бросает работу". В 1808 году, француз, Александр де Лаборд, увидев "фальяс" Валенсии, опишет их в своей книге следующим образом: "Каждый год 18 марта, накануне дня Св. Хосе, плотники и краснодеревщики, каждый у дверей своей мастерской, устраивают настоящие театрализованные представления. Фигуры с человеческий рост, одетые в одежды, которые отвечают наряду персонажа, которые оного представляют. Фигуры эти имеют деревянный очень легкий каркас, маска заменяет им лицо, одеты они в маскарадные платья, с бумажными волосами и бумажными же украшениями, подчас очень искусно сделанные. Эти фигуры ставятся на кострище, которое прячется за массивно украшенным, художественно завуалированным забором". Далее он пишет: "…с наступлением ночи зажигается костер и через некоторое время вся композиция исчезает в языках пламени. Эти композиции называют "Фальяс Святого Хосе…". Важность этого праздника он описывает так: "Народ спешит, люди из высших слоев общества смешиваются с простым людом, народ съезжается отовсюду, и забывают обо всех своих делах, как бы важны не были последние". |
Критика и шутка, основные задачи фальяс, стали гармонично связаны с искусством с конца 19 века. Именно тогда начался творческий поиск по совершенствованию материалов, пластики и цветовой гаммы. Изначально для фальяс использовались только дерево и картон, а в последние годы добавились другие современные материалы. Скульпторы и живописцы стали участвовать в создании этих фигур. Чуть позже стала создаваться целая школа фальяс. Фальяс становились все сложнее, пока не превратились в монументальные настоящие произведения искусств. Вокруг них образовалась целая индустрия, цеха художников-фальерос. В 1999 году в городе было построено 370 больших и 368 детских фигур, некоторые из которых достигали более 20 метров. |
|
Каждая группа "фальерос" выбирает свою королеву – "фальеру майор", а королеву фальяс Валенсии по традиции выбирает мэр Валенсии, одновременно являющийся президентом Центральной Хунты Фальяс. Ночью 19 го марта валенсийцы сжигают свои творения. Спасается только один "нинот" индультант, который голосованием выбирается жителями. В 10 час. вечера сжигают детские фальяс. В двенадцать часов под огнем погибают большие фальяс. Город превращается в один большой костер. В час ночи сжигают последнюю фигуру на площади муниципалитета. На этом официально заканчивается праздник. В празднике участвует весь город, никто из тех, кто приезжает в Валенсию, не может остаться в стороне, даже если и захочет этого. Ведь суть праздника на улице - народные марши, получение премии, подношения, "масклета" (искусство пиротехники), салюты, оркестровые подмостки. Город бурлит и вовлекает всех в свой праздник. На следующий день только по легким пятнам на асфальте можно догадаться, где находился тот или иной "нинот" и в этот же день начинается подготовка уже к следующему празднику фальяс.
|
Главная | Культура Испании | Валенсия | Культура Валенсии | Праздники Испании |