Главная

Королевство Испания



Герб Форма правления и административное устройство

Конституция

Экономика

Образование

Деньги

Форма правления и
административное устройство
Биография Короля и Королевы

Испания - последнее государство современной Европы, где фашистская диктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна, в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну, и в которой авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти Франко. Год смерти Франко (1975) знаменует собой демократическое начало современной, просвещенной Испании. Свободно избранные правительства при Адольфо Суаресе и Фелипе Гонсалесе, а с 1996 г. при Хосе Мария Аснаре осмотрительно и целенаправленно "открывали" страну в политическом и экономическом смысле. Хотя вступление в ЕС и НАТО не обошлось без споров, сегодня это решение разделяет большинство испанцев. Имеется немало примеров, свидетельствующих о действительном переходе к демократии: референдум по поводу принятия новой конституции, гарантия прав областной автономии, введение права на развод, а также отмена смертной казни. Показательной для произошедших изменений в общественной жизни стала плюралистская структура прежде централизованного государства.

В административном отношении Испания разделена на 52 провинции, объединенных в 17 автономных областей, которые в значительной степени самостоятельно решают вопросы развития. Каждая область имеет свой парламент и правительство. Члены муниципалитетов провинций избираются общинами и вместе с областными парламентами посылают своих представителей в сенат Национального Законодательного собрания в Мадриде (Кортесы; Cortes Generales}. Вторая же палата Кортесов состоит из депутатов, избираемых прямым общенародным голосованием. С 1982 по 1996 гг. правящей политической партией Испании оставалась PSOE (Partido Socialista Obrero Espanol), возглавляемая премьер-министром Фелипе Гонсалесом. После различных неприятностей, связанных с коррупцией и секретной службой, на выборах в 1996 г. впервые победила консервативная Народная партия (Partido Popular) во главе с Хосе Мария Аснаром, что явилось поворотным пунктом в испанской политике. Третьим по значимости снова стал Союз левых сил (IU Izquierda Unida).

Главой государства, представляющего собой конституционную монархию, является король Хуан Карлос I -(биография Корля)-. По представлению премьер-министра он утверждает членов кабинета министров. Получив от Франко власть в наследство в абсолютистском смысле слова, представитель династии Бурбонов уже в исторической тронной речи 22 ноября 1975 г. расставил акценты совсем не так, как ожидалось. Он заявил, что хочет быть "королем всех испанцев в свободном и современном обществе". Серьезность своих намерений король подтвердил шесть лет спустя, когда смелым приказом вернул в казармы восставших военных. В отличие от других европейских монархов, не только "представительное лицо", но и влиятельный политик. По конституции он наделен большими полномочиями.



Конституция

Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали конституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808 г. В декабре 1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц - автономных сообществ и демократический политический режим.

Права, свободы и обязанности граждан регулируются значительным числом статей конституции и серией органических и простых законов. Первая часть конституции включает 45 статей, разделенных на пять глав. Названная цифра показывает значение, которое учредители хотели придать институту прав и свобод. В конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общая философская концепция прав и свобод: "Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира". Эта норма основывается, таким образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В конституции принята ее широкая конструкция, - все испанцы пользуются правами и свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то они пользуются правами и свободами, содержащимися в конституции "на основании условий, установленных договорами и законами" (п. 1 ст. 13).

Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и нравственную неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовую свободу; право на личную свободу и безопасность; на честь, личную и семейную тайну и доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения по национальной территории; политические свободы - выражение и распространение своих идей и мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание объединений; право голоса и петиций; социально-экономические права - на образование, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий, право частнопредпринимательской деятельности, право на трудовой конфликт.

Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно разделить на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а на характере их консти-туционного признания и юридической системе их защиты. Первая группа - основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 - статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14). Вторая группа - права и обязанности граждан (секция 2 той же главы - статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и свободу предпринимательской деятельности. Третья группа - права и свободы главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части конституции "Об основных принципах социальной и экономической политики". Первая группа прав и свобод действует непосредственно в отношении граждан и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53). Вторая группа прав и свобод, как впрочем, и первая, должна регулироваться законами, эти права должны соблюдаться всеми государственными властями. Это группа, как и первая, может подпадать под контроль Конституционного суда. Исполнение и защита прав и свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство, судебную практику и деятельность государственных властей. Последние могут ссылаться только на решения судебной власти, вынесенные в соответствии с законодательством, которое они развивают.

Гарантии реализации прав и свобод также не обойдены испанским законодательством, включая конституцию. Хотя прямо о материальных гарантиях не говорится, но формулировки сконструированы таким образом, что возложенные на государственные органы обязанности не могут быть реализованы без необходимых материальных расходов. Именно таким образом сформулирована защита испанской семьи: "На государственных властях лежит социальная, экономическая и правовая защита семьи" (п. 1 ст. 39). Государство защищает детей, независимо от того, родились ли они в браке или вне его; государственные власти обязаны проводить политику, обеспечивающую профессиональную подготовку и переподготовку граждан, а также безопасность труда (п. 2 ст. 40). Аналогичным образом государственные власти обязываются принимать меры по организации и охране здоровья граждан, они организуют санитарное просвещение, развитие физкультуры и спорта и способствуют организации досуга людей; на государство возлагается принятие мер по оказанию помощи, лечению и оздоровлению физически или психически ослабленных людей; государство гарантирует престарелым гражданам получение материальных средств посредством периодически пересматриваемого законодательства.

Конституция возлагает на государство обязанности, казалось бы прямо не относящиеся к отдельной личности, но касающиеся всего сообщества людей. К таким обязанностям относится поощрение доступа к культуре, развитие науки, научных и технических исследований в общих интересах, наблюдение за разумным использованием природных ресурсов, гарантирование сохранения и защиты исторического, культурного и художественного наследия народов Испании, способствование в создании необходимых условий для пользования благоустроенным жильем.

На конституционный уровень поднято и регулирование ограничений прав и свобод, которые могут потребоваться при введении в стране чрезвычайного или осадного положения. При таких обстоятельствах могут приостанавливаться ряд прав и свобод, а именно: право на свободу и безопасность, неприкосновенность жилища и тайна почтовых, телеграфных и телефонных сообщений; право на свободное избрание местожительства и передвижения по национальной территории; свобода выражения мнений, право на распространение публикаций и другие средства передачи информации, в обычных условиях рассматриваемых судом; свобода собраний и манифестаций, право на забастовку, право на конфликт, т.е. право на локаут со стороны предпринимателей. Особо выделяются (п. 2 ст. 55 конституции) ограничения в борьбе против терроризма, а именно приостанавливаются нормы о сроке предварительного задержания (в обычное время - максимум 72 часа), о неприкосновенности жилища и тайны почтовых, телеграфных и телефонных сообщений. Последние меры имеют цель облегчить борьбу полиции с терроризмом, который до принятия и во время выработки конституции был весьма активным.

Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются, таким образом, в трех формах: обращение в обычные суды, обращение в Конституционный суд и обращение к Народному защитнику - разновидности омбудсмана (ст. 54 конституции). Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами и имеет своей задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан. Его полномочия ограничиваются лишь их частью, хотя и значительной, а именно теми правами, которые закреплены в первом разделе конституции, и исключают другие возможности для граждан, вытекающие из норм основного закона. Он только "охраняет" указанные права и свободы граждан, но не является гарантом соблюдения для граждан всех норм основного закона.

Народный защитник может по долгу службы или по чьему-либо требованию (физического или юридического лица) начать и проводить расследование в отношении действий и решений публичной администрации и ее представителей по отношению к гражданам. Полномочия Народного защитника распространяются на деятельность министров, административных властей, любого лица, состоящего на службе в публичной администрации. К народному защитнику могут обращаться и парламентарии. При выявлении злоупотреблений, произвола, дискриминации, ошибки, небрежности или упущения какого-либо служащего Народный защитник, выявив мнение нарушителя, ставит в известность вышестоящих руководителей. Не будучи правомочным изменять или отменять акты и решения публичной администрации, Защитник может предлагать изменение критериев при их применении, может обращаться с предложением об изменении норм в законодательный орган или к администрации, а также когда он считает какой-либо акт противоречащим основному закону, то может обращаться в Конституционный суд. Защитник ежегодно отчитывается перед Генеральными кортесами.

Названные средства защиты не исключают возможности обращения в международные органы по защите прав человека, в частности, в органы ООН и Совета Европы. 11 июня 1981 г. Испания признала для себя обязательной компетенцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. Следовательно, испанские граждане, как впрочем, иностранцы и лица без гражданства, могут предъявлять иски к испанскому государству по поводу нарушения прав и свобод, закрепленных в Европейской конвенции по правам человека 1950 г. и в дополнительных протоколах к ней.


Образование

Конституционные гарантии прав граждан Испании на получение среднего образования закреплены в статье 27 Конституции страны: принцип бесплатного и обязательного обучения в возрасте от 6 до 16 лет. Весь период обучения подразделяется на начальную школу (с 6 до 12 лет) и на среднюю (с 12 до 16 лет). Существует также дошкольное обучение детей (с 3 до 6 лет), которое является полностью бесплатным, но не обязательным. Процесс обучения регулируется законом об образовании, принятым в 1990 году.

В Испании имеется весьма разветвленная сеть школ государственных и частных, а также финансируемых церковью. Для каждой из них обязателен "сертификат соответствия", посредством которого контролируются количество, качество и финансирование преподавательского состава, обустройство учебного заведения в целом, количество учеников в классах, методологических программ и, в конечном итоге, предоставляется право на осуществление деятельности в сфере образования. Все государственные школы являются бюджетополучателями и самостоятельно распоряжаются выделяемыми им средствами. Большинство частных школ заключают с государством договор, по которому государство берет на себя почти все расходы по их финансированию. В результате обучение ребенка в такой частной школе для родителей обходится сравнительно недорого. Лишь малый процент населения выбирает частные школы, где обучение полностью платное. Для таких школ, не финансируемых государством, также обязательно получение вышеупомянутого "сертификата соответствия". Учебные заведения, финансируемые церковью, как и частные, полностью платные.

Единственное, за что платят родители учеников во всех школах, это учебники и дополнительные расходы, связанные с организацией досуга. Однако и здесь существует система дотаций, особенно для малоимущих семей. По завершении среднего образования выпускник может продолжить обучение в системе профобразования, либо после успешно пройденного тестирования поступить на двухгодичные академические курсы, обязательные для последующего поступления в вуз (с 16 до 18 лет, аналогичные обучению в 10-11 классах школ РФ), и завершить полное среднее образование. Курсы финансируются по тому же принципу, что и общеобразовательные школы.

При наборе учеников в школы предпочтение отдается проживающим в близлежащих районах и тем, у кого в той же школе уже учатся старшие братья и сестры. При зачислении в госшколы привилегии имеют дети, чьи родители не в состоянии оплатить обучение в частных школах (справка о доходах). Широко применяется система тестирования, в том числе по каждому предмету школьной программы. В частности, поступить на двухгодичные академические курсы и получить по их окончании степень бакалавра (т.е. свидетельство о получении полного среднего образования) можно лишь при положительных результатах тестирования.

Прием в вузы также производится на основе тестирования. Практики коммерческого использования основных фондов учебных учреждений не существует. Сдача в аренду помещений запрещена в принципе, это не применимо в отношении госсобственности. Учебным заведениям, даже частным, запрещена любая коммерческая деятельность. Возможен подобный вариант: школа предоставляет свои спортивные сооружения для посещения жителями района, где не развита спортивная инфраструктура. Связанные с этим расходы покрываются городскими властями. В целом все общеобразовательные учебные заведения в подобных вопросах действуют исключительно через городские власти и с их разрешения.

В школьный совет - орган самоуправления, кроме директора, секретаря, представителя от мэрии и преподавателей, входят ученики старше 12 лет и родители (родители и ученики выбираются соответствующими ассоциациями школы). B Испании директор школы не назначается, а выбирается учителями совместно с группой "родители- ученики".

Заочный вуз. Среди 50 университетов Испании заметную роль в подготовке квалифицированных кадров играет Национальный университет по заочному обучению. Его создание в 1972 году было отмечено активным экономическим ростом и, как следствие этого, значительным спросом на специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. В то же время для большинства лиц среднего возраста, занятых в сфере производства или проживающих в удалении от университетских центров, было практически невозможно использовать традиционную систему высшего образования. Таким образом, НУЗО был призван помочь данному контингенту лиц в получении университетского образования без отрыва от своей постоянной работы, а также желающим иметь второе высшее образование.

По своей структуре и внутренней системе организации НУЗО является одним из государственных университетов с той особенностью, что осуществляет свою деятельность на всей территории страны и согласно Закону об университетской реформе подпадает под юрисдикцию Генеральных кортесов Испании, в то время как все другие университеты - под юрисдикцию автономных сообществ.

Центральный орган НУЗО обеспечивает разработку и выпуск учебных материалов, программ, а также осуществляет административное управление всем университетом. Региональные ассоциированные центры обеспечивают студентов необходимой преподавательской поддержкой, учебными материалами, а также всеми другими вспомогательными средствами (библиотеки, видео- и фонозалы, лаборатории, аудитории) для осуществления адекватного университетским программам учебного процесса. Выпускники НУЗО получают дипломы, которые приравниваются к дипломам других университетов страны.

НУЗО насчитывает 60 ассоциированных центров, расположенных во всех провинциях Испании, кроме Луго и Саламанки. Другой отличительной особенностью этого университета является то, что он выходит за национальные рамки и распространяет свою учебную деятельность в 10 городах мира: Бонн, Брюссель, Женева, Каракас, Лондон, Мехико, Париж, Росарио (Аргентина), Сан-Пауло (Бразилия) и Малабо (Экваториальная Гвинея). Помимо центров поддержки, за рубежом существуют и центры, где проводятся вступительные экзамены: Нью-Йорк, Рим, Токио. Зарубежные центры призваны обеспечить, в первую очередь, доступ к высшему образованию многочисленным испанским соотечественникам, проживающим за границей, а также тем иностранцам, которые желают получить испанский диплом.

НУЗО ведет подготовку студентов по следующим специальностям; менеджмент и деловое администрирование, экономика, экономические науки. предпринимательство, педагогика, физика, математика, химия, политология, социология, право, испанская филология, философия, география и история, инженер промышленного предприятия, инженер в области информатики управления, инженер в области системной информатики, психология.

Общее число студентов, обучавшихся в НУЗО в 1997-98 гг., включая подготовительные курсы для лиц старше 25 лет, составило 180 тыс. человек. Стоимость обучения в НУЗО - 20% от стоимости обучения в обычных госуниверситетах. Средний проходной уровень - 5 баллов (по десятибальной испанской системе), что несколько ниже, чем в других вузах.


Деньги
Песеты

Испанская национальная денежная единица (пока еще) -песета (ESP). Хотя на ценниках с января прошлого года цены уже и в песетах и в Евро. Испанская песета (уменьш. от исп. peso - вес, кусок) - буквально маленькое песо равняется 100 сентимо. Песетой называлась испанская монета, которая чеканилась с начала XVIII века (5,1 г серебра) и равнялась 1/4 песо. С 1868 года, после присоединения Испании к Латинскому монетному союзу, песета стала денежной единицей Испании, заменив эскудо. С 1979 года в Испании начался выпуск банкнот, находящихся ныне в обращении в стране (в том числе и на Канарских островах) и в международной банковской системе. Испанская песета относится к конвертируемым валютам. В настоящее время время в Испании в обращении имеются четыре банкноты: 1 000, 2 000, 5 000 и 10 000 ESP выпуска начиная с 1979 года и 1992 годов. Банкноты 1979-1980 годов встречаются редко, так как постепенно заменяются купюрами аналогичного достоинства 1992 года, лучше защищенными от подделок. Купюры более мелких достоинств (100, 200, 500) изъяты из обращения и заменены монетами. Ввоз иностранной валюты в Испанию не ограничен (декларация необходима, если сумма превышает 80 000 испанских песет). Разрешен вывоз ввезенной иностранной валюты по декларации. Национальной валюты можно ввести 100 000 песет, вывести - 20 000. С обменом ввезенной валюты в Испании - стране развитого туризма - проблем нет. Банки открыты с понедельника по субботу с 9.00 до 16.30. Правда, в многочисленных обменных пунктах курс зачастую выгоден, и может очень сильно отличаться даже на одной улице. Иногда берут комиссионные, (с европейских валют как правило уже не берут) но и с доллара берут не всегда. Об этом всегда написано большими буквами. Но лучше поинтересоваться, (при незнании языка - просто показав свою купюру), с суммы до $100 могут брать, а выше нет.

Евро

Дата 4 января 1999 г. стала важной вехой в развитии мировой экономики: единая общеевропейская валюта - евро - начала свое официальное существование. 11 европейских стран, исключая Великобританию, Грецию, Данию и Швецию, зафиксировали взаимные курсы обмена своих валют, привязав их к евро. Национальные денежные единицы сохранят неизменный курс относительно евро вплоть до их окончательной отмены в январе 2002 г. Великобритания, хотя и председательствует в Евросоюзе, пока воздерживается, а Грецию "отложили" до 2001 года.

Все 11 стран "европространства" передали управление своей внутренней денежной политикой Европейскому центральному банку (ЕЦБ), который будет определять эту политику для каждой страны, учитывая интересы остальных партнеров, как Федеральная резервная система США делает это для всех 50 штатов. Несмотря на единую валюту, "европространство" остается поделенным на 11 государств, каждое из которых имеет свою собственную экономику и политическую систему - в отличие от США, у которых и политическая система, и экономика едины. Новые евробанкноты выйдут в обращение в 2002 году и будут выпущены в семи номиналах, а именно в 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро. Внешний вид этих купюр разработал график австрийского национального банка Роберт Калина. На их лицевой стороне будут схематично изображены архитектурные стили семи эпох из истории европейской культуры. Особый упор делается на окна, ворота и мосты, что олицетворяет "главенствующий дух открытости и взаимного сотрудничества". А вот на обратной стороне будут изображаться только мосты - как символ крепнущих связей между народами объединенной Европы. Разменные же монеты будут представлены восемью номиналами: 1, 2, 5, 10, 20, 50 центов и 1 и 2 евро. Эскиз этих монет разработал специалист по информатике бельгийского Королевского монетного двора Лук Луикс. На их лицевой стороне будет представлено изображение Европы, а обратную сторону каждый из участников 11 стран Западной Европы будет оформлять по своему усмотрению.

С 1 января 1999 года по 31 декабря 2001 года: В течение этого периода можно использовать EURO во всех банковских операциях. Для расчетов наличными будут используются Песеты.

С 1 января 2002 года по 30 июня 2002 года: В течение этого периода необходимо произвести обмен имеющихся средств в Песетах на EURO. Обе денежные единицы имеют равное хождение.

1 июля 2002 года: Начиная с этой даты Песеты прекращают хождение. Евро является единственной денежной единицей.



Hosted by uCoz